ГлавнаяНовостиФото БоровскаВидеоКартыКонтактыПорядок регистрацииКафе Рестораны Гостиницы
 
 
Боровск
История Боровска
Музей Боровска
Пафнутьев монастырь
Аввакум
Боярыня Морозова
Князь Волконский
Адмирал Сенявин
Наполеон
Церкви Боровска
Церкви района
Охрана памятников

Статьи о Боровске
Праздники Боровска
Это интересно!
Легенды Боровска
Художники Боровска
Вопрос ответ
Справочник

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация Забыли пароль?

 
 
 

Боярыня Морозова


«...в Боровеск... на место мученое...»

Глава из книги В. И. Осипова "В Боровск, на мое отечество, на место мученое"

С Боровском связан последний, наиболее тяжелый период жизни сестёр Соковниных — боярыни Феодосьи Прокопьевны Морозовой и княгини Евдокии Прокопьевны Урусовой, закончивших свои дни в городском остроге.
      Ф.П. Морозова — дочь окольничего Прокопия Соковнина родилась 21 мая 1632 г. Как писал Аввакум о ней «О трех исповедницах…» Феодосья с детства любила богу молиться, много читала, занималась рукоделием и пряла пряжу. И впоследствии не один раз сидя за прялкой она слушала чтение и проповеди протопопа Аввакума  19 марта 1649 г., в 17 лет она была выдана замуж за боярина Глеба Морозова вторым браком (первой женой была Авдотья Алексеевна Сицкая). Семейная жизнь Феодосьи Прокопьевны была не продолжительной — 13 лет. В 1662 г. умер её муж оставив ей огромное состояние. В 1652 г. она родила сына Глеба, который умер в декабре 1672 г.
      После смерти мужа её душа полностью отдалась служению Богу, носила власяницу. «Едина-де мне печаль: сын Иван Глебович молод бе, токмо лет в четырнадцать: аще бы его женила, тогда бы и, вся презрев, в тихое пристанище уклонилася». В 1664 г. после возвращения из ссылки у неё жил Аввакум: «У света моей, у Федосьи Прокопьевны, не выходя жил во дворе, понеже дочь мне духовная, и сестра ее, княгиня Евдокея Прокопьевна, дочь же моя. Светы мои, мученицы Христовы»  Его проповеди сделали Ф.П. Морозову пламенной противницей никоновых реформ. Во время преследования старообрядцев у неё в доме собирались противники церковных реформ.
      Её дом стал пристанищем всех гонимых за старую веру. Она всё чаще уклонялась от богослужений в придворных храмах, старалась избегать присутствия при дворе. В её доме проживали изгнанные из монастырей монахини, придерживающие старой веры.

Царь Алексей Михайлович
      Это беспокоило царя Алексея Михайловича и высшее духовенство. После долгих безуспешных уговоров отказаться от своей веры Ф.П. Морозова с декабря 1664 г. была подвергнута преследованиям. В 1665 г. у неё были отобраны вотчины, но затем, благодаря заступничеству царицы, 1 октября 1666 г. возвращены ей. Она же «потом многи милостыни сотвори, много имения расточи неимущим». К этому времени относится знакомство боярыни с инокиней Меланьей, которую она «возлюбив зело» выбрала себе духовой матерью. Она пытается уговорить игуменью устроить ей тайный постриг, но та по многим причинам откладывает пострижение. В конце 1670 г. во время пребывания в Москве игумена Досифея Ф.П. Морозова принимает постриг и берёт имя Феодоры. С этого времени она с ещё большей степени отдается «посту и молитве и молчанию», уклоняясь от домашних дел и передав их «верным людем своим». Конфликт усугубился после того, как Ф.П. Морозова 22 января 1671 г. не явилась на свадьбу царя с Н.К. Нарышкиной, сославшись на болезнь ног: «ноги ми зело прискорбны и не могу ни ходити, ни стояти». Царь разгневался: «Вем, яко загордилася!» В ночь на 16 ноября 1671 г. Ф.П. Морозова и ее сестра Е.П. Урусова были взяты под стражу. После допроса в палатах Чудова монастыря митрополитом Павлом Крутицким и чудовским архимандритом Иоакимом 19 ноября закованную в цепи Морозову отвезли на подворье Псково-Печерского монастыря на Арбате. Сюда к ней приходили люди, которые ей сочувствовали. Е.П. Урусову поместили в Алексеевский женский монастырь, что вблизи Кремля . Во время заключения Ф.П. Морозовой на подворье Псково-Печерского монастыря (конец 1671 г. по начало 1672 г.) умирает ее сын Глеб, который был в звании стольника и ему было 21—22 года. У Е.П. Урусовой умирает дочь. Тогда же царь удаляет из Москвы и её братьев — Фёдора и Алексея Соковниных. «Царь же о смерти Иванове порадовался, яко свободнее мысляще без сына матерь умучити. Не точию же се, и двою брату ею, Феодора и Алексея, оваго на Чугуев, оваго на Рыбный, якобы на воеводство, паче же в заточение, поотсла, Федор бо на власти своей толико обогатися, яко и своих рублей тысячу прожил».
      Зимой 1672—1673 гг. Ф.П. Морозову, Е.П. Урусову и М. Данилову пытали «Бяху же приставлени над муками их стояти: князь Иван Воротынский, князь Яков Адоевский, Василей Волынской». Уговоры духовенства и царя, конфискация имущества, жестокие пытки, — ничто не могло сломить волю двух женщин. Патриарх Питирим на боярском совете «просил Феодоры на сожжение», но бояре боялись при всем народе казнить человека из своей среды . Сестра царя Ирина просила его не мучить Ф.П. Морозову: «Почто, брате, не в лепоту твориши и вдову ону бедную помыкаеши с места на место? Нехорошо, брате! Достойно было попомнити службу Борисову и брата его Глеба». Это подействовало на царя раздражающе и «он же зарыча гневом великим и рече: «Добре, сестрица, добре! коли ты дятчишь об ней, тотчас готово у меня ей место!» Этим местом был тюремный острог в Боровске.
      Точную дату прибытия Ф.П. Морозовой в Боровск установить трудно, но, как полагает А.И. Мазунин, начало заточения боярыни относится к концу 1673 началу 1674 гг. Здесь же находилась заточенная «тоя же ради веры» инокиня Иустина. Несколько позднее в Боровск доставили Е.П. Урусову и М.Г. Данилову .
      Первое время заключенные Ф.П. Морозова, Е.П. Урусова и М.Г. Данилова жили в остроге относительно спокойно: сотники, охранявшие их, ещё в Москве были задобрены Иоакинфом Даниловым, «чтобы не свирепы были». Их посещал племянник И. Данилова Родион, старицы и сочувствовавшие. (Один из них — Памфил с женою Агриппиною был сослан за эту помощь в Смоленск)  .
      О частых посещениях узниц стало известно в Москве. 23—24 марта 1675 г. был составлен указ о расследовании того, что делается в тюрьме. По указу в Боровск внезапно прибыл подьячий Павел, который с пристрастием расспрашивал сотников. В результате многие из них были сосланы в Белгород солдатами на «вечное житье» (А.С. Медведевский, Иван Чичагов).
      Вскоре было учинено новое расследование. 29 июля 1675 г. прислан был дьяк Кузмищев, который «мучениц истязал». Инокиня Иустина была сожжена на площади в срубе . По распоряжению дьяка Кузмищева Ф.П. Морозову и Е.П. Урусову из опустевшего после казни острога перевели в земляную тюрьму в «пятисаженные ямы» . М.Г. Данилову поместили в тюрьму, где «злодеи сидят».
      В земляной яме узницы провели последние дни своей жизни. Автор «Повести о боярыне Морозовой» с болью и сочувствием рассказывает о тяжелейших условиях пребывания узниц в земляной тюрьме: «Но кто может исповедать многое их терпение, еже они в глубокой темнице претерпеша, от глада стужаеми, вол тме не светимей отхадухи бо земныя, понеже парами земным спершимся велику им тошноту творяще. И срачиц им пременяти. Ни измывати невозможно бе». Под страхом смертной казни охране запретили давать пищу заключенным: «Аще кто дерзнет чрез повеление..., такового главною казнью казнить».  Первой не выдержала мучений Е.П. Урусова. Она попросила сестру отслужить по ней отходную, «и мученица над мученицею ... отпевала канон, и юзница над юзницею изроняла слезы, едина в цепи возлежа и стоняще, а другая в цепи предстоя и рыдаще». 11 сентября 1675 г. Е.П. Урусова умерла. Ее тело оставалось не погребенным в течении 5 дней: власти решали вопрос о месте захоронения. Первоначальный царский приказ о захоронение Урусовой в лесу был отменен, так как местные власти боялись перезахоронения боровскими старообрядцами её тела и превращение новой могилы в место поломничества: «... раскольники, обретше, имут взяти с великою честию, яко святыхъ мучениц мощи... и будет последняя беда горше первыя». Тело Урусовой обернули «рогозиной» и захоронили внутри острога.
      Царь Алексей Михайлович надеялся, что смерть сестры сломит упорство Ф.П. Морозовой и посылает к ней монаха на увещания, но она с гневом его прогоняет. Тогда же к Ф.П. Морозовой перевели М.Г. Данилову. Содержание узниц ужесточилось. Они перестали получать еду и находились при смерти. Перед смертью боярыня призвала стражника и попросила: «Рабе Христов! Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися? И убо аще живы, помолимся о них и о тебе; аще ж умроша — помянем их. Умилосердися... Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми колачика». Стражник отвечал: «Ни, госпоже, боюся». Ф.П. Морозова: «И ты поне хлебца». «Не смею», — отвечал опять стражник. Просила, умоляла Ф.П. Морозова дать ей «мало сухариков», яблочко, огурчик, и каждый раз стражник отвечал отказом. Тогда боярыня попросила исполнить ее последнюю просьбу: похоронить рядом с сестрою. Позвав другого стражника, умоляла мученица постирать ее рубашку перед смертью: «неподобно... телу сему в нечисте одежде возлещи в недрах матери своея земли». Стражник пошел к реке, «платно мыяше водою, лице же свое омываше слезами». С 1 на 2 ноября 1675 г. Ф.П. Морозова умерла. 1 декабря 1675 г. умирает и М.Г. Данилова .
      Аввакум на гибель Морозовой и Урусовой восклицал: «О светила великия, солнца и луна руския земли, Феодосия и Евдокея, и чаша ваша, яко звезды сияющыя пред господем Богом. О две зари, освещающия весь мир на поднебесней...».
      Ф.П. Морозова и Е.П. Урусова своей жизнью и смертью показали, что они встали выше всех своих идейных противников, их убеждённость в своей правоте и превосходство над мучителями заставляет последних бояться их еще больше после смерти, чем живую.
      В 1682 г. на месте захоронения сестёр их братья Алексей и Фёдор Соковнины положили надгробную плиту.

Они также придерживались взглядов своих сестёр на сохранение своей веры. 4 марта 1697 г. окольничий А.П. Соковнин «потаенный раскольник» окончил свои дни на плахе .

 

 

© В. И. Осипов, текст, 2007 г.     Все права защищены.




Назад
ГЛАВНАЯ Вперед
 
 
 


Яндекс.Погода

НОВОСТИ


07.06.2017
Хроника разрушений исторического города Боровска
В течение нескольких лет - Нарушили, а фактически полностью уничтожили охранную зону Свято-Пафнутьев-Боровского монастыря – Рябушки и Рощу, а также памятник природы парк и сад Свято-Пафнутьев-Боровского монастыря

08.05.2017
9 мая в Боровском музее
    Уважаемые боровчане и гости города!   Сотрудники музейно-краеведческого комплекса «Стольный город Боровск» (Боровский историко-краеведческий музей) поздравляют вас с ярким и радостным праздником ДНЁМ ПОБЕДЫ и приглашают посетить экспозицию по Великой Отечественной войне «Здесь каждый славен – мёртвый и живой». ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ!    Вместе с этим в музейном комплексе будет демонстрироваться уникальная фотография

08.05.2017
«В память о Великой войне»
    В музейно-краеведческом комплексе «Стольный город Боровск» открылась долгожданная многими боровчанами и любителями истории выставка, посвящённая боровчанам - участникам Первой мировой войны - «В память о Великой войне».
 
 
Страница ссылок