ГлавнаяНовостиФото БоровскаВидеоКартыКонтактыПорядок регистрацииКафе Рестораны Гостиницы
 
 
Боровск
История Боровска
Музей Боровска
Пафнутьев монастырь
• Старец Власий
• Родина Пафнутия
Аввакум
Боярыня Морозова
Князь Волконский
Адмирал Сенявин
Наполеон
Церкви Боровска
Церкви района
Охрана памятников

Статьи о Боровске
Праздники Боровска
Это интересно!
Легенды Боровска
Художники Боровска
Вопрос ответ
Справочник

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация Забыли пароль?

 
 
 

Пафнутьев монастырь


Боровск-город получил свой герб: сердце с крестом (символ верности) в лавровом венке.
     Когда миновало «смутное время», принесшее Руси столько бед, первой заботой государства было укрепление западных и юго-западных границ. Заново был укреплен и Пафнутьев монастырь. «Городовые мастера» писали царю Михаилу Федоровичу, что стены крепости развалились «до земли». Вероятно, они немного преувеличили, потому что часть этих стен (три прясла от Оружейной башни до Входной) и одна башня (Круглая) и сейчас существуют. Эти стены заметно отличаются от более поздних: они относительно низкие, с широкими зубцами, предельно скромные и по-своему красивые.
     Входная, Георгиевская и Оружейная башни, которые стали настоящим символом монастыря, построены в ближайшие после литовского нашествия годы. Строителем их долгое время считали Федора Коня, возводившего одну из крупнейших крепостей в Европе — Кремль в Смоленске. Но истинный автор стал известен недавно. Это Трофим Шарутин, потомственный каменщик из Кашина. Семья Шарутиных дала в XVII веке несколько замечательных зодчих.
     Башни, завершающиеся расщепленными зубцами (на Руси их называли «ласточкин хвост»), удивительно со¬единяют в себе строгость с изысканной красотой. Георгиевская башня была проездной. Как и во многих русских крепостях, старые входы в монастырь согнуты под прямым углом, чтобы легче было отсекать неприятеля.
     Тайницкая и Сторожевая башни построены в середине XVII века. Тайницкая позднее была надстроена, но Сторожевая не подвергалась никаким переделкам. Облик ее составляет разительный контраст башням начала XVII века. Могучий нерасчлененный объем, наклонные машикули, бойницы с наличниками, не просто маленькие, а крошечные по отношению к стене, создают образ дикой, чудовищной силы. Башня сейчас стоит непокрытой, без шатра, и это еще больше усиливает ее монументальность.
     За стенами монастыря поместился целый городок. Раз¬новременные и разнородные здания подчинены четкой иерархии: в центре — собор, палаты и кельи у стен, второстепенные церкви — в дальней от входа северной части. Но все это расположено свободно, безо всякой симметрии, будто ненароком.
     Первое, что видишь, пройдя через «святые ворота», построенные уже в конце XIX века,— это трапезная (палата для общих обедов), самое старое здание монастыря. У нее здесь только один ровесник — небольшая «погребная палата» против западного входа в собор. Наряд середины XVIII века на ее фасаде закрыл собой детали начала XVI века. Возможно, это и есть та «поварня у городской стены», которая, как уверяли мастера в письме к Михаилу Федоровичу, одна только и уцелела.
     Здание трапезной выглядит довольно сурово: стены неимоверной толщины, окошки крошечные. Никаких украшений, кроме узорчатых поясков из кирпича. Но зато уж пояски — обычный орнамент XVI века — смотрятся здесь как драгоценность. Основная часть трапезной: большая палата и при ней две маленькие—«келарская» (для келаря) и вторая (с плоским сводом), вероятно, церковь 1511 года. Помещения первого этажа служили кладовыми. Своды огромной (почти в 200 кв. м) трапезной палаты, как и в Грановитой палате Московского Кремля, опираются на мощный центральный столп. Во времена, когда не умели перекрывать большие площади однопролетным сводом, эта красивая и прочная конструкция применялась довольно часто.
     Собор монастыря — одно из самых совершенных воплощений архитектуры XVI века. В его облике есть что-то крепостное, он и впрямь служил в 1610 году последним прибежищем для защитников монастыря. По плану это самый




Назад
ГЛАВНАЯ Вперед
 
 
 


Яндекс.Погода

НОВОСТИ


25.02.2017
В Боровском музее (пл. Ленина 7) открыта новая выставка "Год 1917 в газете «Боровская жизнь»"
      В фондах Боровского музея хранится уникальное издание – общественно-политическая газета «Боровская жизнь». Издавал её с апреля по октябрь 1917 г. на свои средства Николай Поликарпович Глухарёв (20 ноября (ст.ст.) 1869 — 31 мая 1920) – яркий представитель купеческого сословия конца XIX – начала ХХ вв., человек, безгранично любивший родную землю. Это было первое в Боровске и уезде издание такого рода. Печаталась газета в местной типографии А.В. Муратовой. На выставке представлены несколько номеров этого издания.

02.02.2017
Новая выставка художника Гарри Азатова в Боровском музее.
5 февраля в 13.00 в стенах выставочного зала Музейно-краеведческого комплекса «Стольный город Боровск» состоится открытие выставки «На камнях Христовой веры…» и встреча с автором живописных полотен Заслуженным артистом РФ Гарри Владимировичем Азатовым (адрес: Боровск, площадь Ленина, д.7)

25.01.2017
«Вот тебе, общественность, и Юрьев день!!!» или «Сказ о том, что может значить «СЛОВО» боровского чиновника».
        Именно так и захотелось воскликнуть после прочтения статьи Дм. Одинокова «Вектор развития», опубликованной в газете «Боровские известия» №9-10 за 2017 г. Статья наконец-то раскрыла нам великую тайну, а точнее то, что на очередном заседании Городской думы Главой администрации г. Боровска Михаилом Климовым было озвучено решение об отказе бороться за получение городом звания «Историческое поселение». Вот как это прозвучало: «Словосочетание красивое, но инвесторов оно только отпугнёт, - считает Михаил Климов. - В качестве альтернативы в деле сохранения облика города разработан жёсткий регламент застройки, будут более детальными изменения в Правилах землепользования и застройки».
 
 
Страница ссылок